Региональное отделение партии «ЯБЛОКО» в РТ считает неприемлемым в условиях кризиса и падения доходов населения поднимать цену в городском транспорте до 28 рублей. Особенно это касается электротранспорта, который ежегодно в той или иной степени датируется из бюджета г.Казани или Республики. Кроме того, всего два года назад МУП «Метроэлектротранс» поднял цены на проезд с 15 до 20 рублей, а автобусные перевозчики с 18 до 20 рублей.

Безусловно, цены на обслуживание подвижного состава и топливо растут, но и  транспортная ситуация в городе улучшилась: отсутствие больших пробок полосы для маршрутных транспортных средств позволяют общественному транспорту за более  короткий срок проезжать маршрут, экономя топливо и получая больший объем выручки за единицу времени. А введение платы за парковку в центре города должно было увеличить пассажиропоток перевозчиков.

Кроме того, последний конкурс на осуществление пассажирских перевозок в г.Казани был проведен в конце октября 2015 года. В нем  приняло участие ООО «КПАП №7». Тогда никаких возражений по стоимости проезда у данного перевозчика не было. Слабо верится в то, что через четыре месяца у перевозчика сильно возросли издержки. Ссылки на себестоимость проезда в 22-42 рубля вызывают большие сомнения. Мы считаем, что необходим независимый аудит издержек перевозчиков, который показал бы, какие издержки перевозчики закладывают в тариф и насколько они экономически обоснованы.

Мы считаем, что рынок городского транспорта Казани монополизирован. На него закрыт вход для мелких частных перевозчиков, которые готовы работать не только по существующим тарифам, но и снижать их. Перевозчикам, в первую очередь, необходимо повышать свою эффективность, снижая издержки, увеличивая непрофильные доходы, в том числе за счет рекламы и продажи дополнительных услуг, а не за счет своего монопольного положения, и не шантажировать власть и общество ухудшением качества обслуживания.

Мы уверены, что необходимо реформировать систему распределения маршрутов городского транспорта, сделав ее более конкурентной. Примером может послужить развитие служб такси города, где цены за последние 5 лет не только не увеличились, а даже снизились в целом по отрасли в Казани. Также примером может служить решение мэра Петрозаводска, члена партии «ЯБЛОКО», снизить цены на городском электротранспорте с 17 до 10 рублей за одну поездку. В результате только за первую неделю наполненность троллейбусов увеличилась на 40 %, а доходы — выросли на 12%. Это подтолкнуло автобусных перевозчиков снизить цены на проезд с 20 до 15 рублей.

Мы помним, кто явился выгодоприобретателем от введения оплаты проезда с помощью электронных карт оплаты и насколько это увеличило издержки перевозчиков. Но вместо того, чтобы сопротивляться увеличению издержек, перевозчики пытались убедить население в том, что им это выгодно. Поэтому еще одним способом снижения издержек является снижение административного давления на частных перевозчиков. Нужно более гибко подходить и к требованиям к подвижному составу, разрешив использовать на ряде маршрутов более маломерный транспорт, но не в ущерб требованиям безопасности.

Более двух лет назад нами предлагалось в вечернее и ночное время, когда пассажирский трафик невелик, использовать для перевозки пассажиров автобусы малой вместимости. Однако власти Казани не только не стали рассматривать наше предложение, но и всячески боролись с частными перевозчиками, которые осуществляли перевозку пассажиров в вечернее время, когда городской транспорт переставал ходить. Эти перевозчики были нелегальными, но нужно было легализовать их деятельность, так как их услуги пользовались спросом у населения.
Региональное отделение партии «ЯБЛОКО» рекомендует мэру Казани не поддаваться  шантажу перевозчиков и, в случае невыполнения перевозчиками своих обязательств, провести новый конкурс на транспортное обслуживание в Казани, упростив требования к перевозчикам, чтобы в нем могли участвовать и мелкие перевозчики.

Мы просим председателя Государственного комитета по тарифам РТ внимательно рассмотреть данный вопрос с доскональным анализом издержек перевозчиков и пригласить на обсуждение данного вопроса представителей партии «ЯБЛОКО» и представителей других некоммерческих организаций, изъявивших желание присутствовать на заседания, а также представителей СМИ.

Председатель Регионально отделения
Партии «ЯБЛОКО» в Республике Татарстан
Руслан Зинатуллин